Кислородосовместимые О-Ринги. O-ring под кислород, как выбрать?

Перевёл Vladimir Ioch, оригинал: http://www.divegearexpress.com/hardware/orings.shtml

О-ринги могут быть изготовлены из длинющего списка различных экзотических материалов; большинство из которых непригодны для дайвинга. Материалы, используемые для о-рингов в дайв индустрии, описаны ниже.

Сополимеры Акрилонитрил-Бутадиен (NBR или Нитрил)
Большинство о-рингов, используемых в дайвинге, сделаны из Нитрила – синтетический каучук, основанный на углеводороде. Нитрил имеет отличную стойкость ко многим маслам, а так же обладает хорошими физическими свойствами. Однако, Нитрил не является хорошим кислородостойким материалом, и поэтому не считается кислород-совместимым. Нитрил также часто называют Buna-N.

Фтороуглеродные Эластомеры (FKM)
О-ринги изготовленные из FKM – наиболее предпочтительный выбор для кислородной и найтроксной совместимости в изделиях для дайвинга. FKM это эластомер с отличной стойкостью к маслам и кислороду при низких и высоких температурах, а так же обладает очень хорошей химической стойкостью. Даже для использования с обычным воздухом большинство экспертов сходятся во мнении, что о-ринги из FKM превосходят подобные о-ринги из Нитрила. Viton это брендовое название FKM'a, производимого DuPont Performance Elastomer.

Полиуретан (PUR)
Молочно-белые о-ринги, которые переодически можно заметить в «горловине» К-вентилей, иногда называемые "о-ринги на 10 000 psi" – изготовлены из полиуретана. Полиуретан очень устойчив к истиранию, но в тоже время очень чувствителен к ультрафиолету (солнечным лучам)

Этилен – пропилен – диен – мономер (EPDM)
О-ринги из EPDM становятся все более распространенными в дайвинге, потому что некоторые люди считают его более безопасным материалом для использования в системах, предназначеных для дыхания. EPDM – это эластомер без запаха с отличными характеристиками диэлектрических свойств, а так же атмосферной и тепловой устойчивости. Тем не менее, EPDM не рекомендуется для использования с нефтепродуктами.

Жёсткость – обычно о-ринги имеют рейтинг по твёрдости 70 (мягкий тип), измеряемый по типу-Аб установленному ASTM ((American Society for Testing and Materials) — американская международная добровольная организация, разрабатывающая и издающая стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг), реже 90 (жёсткий тип). Мягкий тип хорошо подходит для динамических приложений, где о-ринги находятся в контакте с постоянно движущимися частями – например, внутри регуляторов. Жесткий тип хорошо подходит для статичных приложений, где о-ринг обеспечивает уплотнение неподвижных или малоподвижных частей, например в вентилях.

Цвет – о-ринги бывают практически любого цвета, хотя чаще всего встречаются чёрные. О-ринги Viton, продаваемые на этой странице – коричневые, просто что бы их легко можно было отличить от колец из Нитрила, которые обычно чёрные, и колец из EPDM, которые зачастую фиолетовые. Некоторые полагают, что существует разница в качестве колец различного цвета, но это скорее всего связано с ошибочным использованием колец мягкого типа в неподвижных/малоподвижных частях. DuPont заявляет, что небольшая разница всё же есть, и независимые тесты подтверждают это заявление. Некоторые ошибочно считают, что кольца Viton можно отличить от колец из Нитрила по внешнему виду поверхности кольца. Утверждается, что Нитрил имеет блестящую поверхность, а Viton матовую. Но это не является надёжным показателем, и безусловно не соответствует действительности, если кольца были смазаны.

О-ринги OEM – разработчики снаряжения для дайвинга часто используют о-ринги с определёнными свойствами и из специальных материалов для конкретных видов производимого снаряжения, в частности о-ринги внутри регуляторов. Замена этих о-рингов любыми другими, только потому, что они подходят по размеру, может привести к трудностям при диагностике проблем, а так же ухудшить производительность.

Остерегайтесь поддельных кислород-совместимых о-рингов.
Изделия, сделанные не из Viton'a, могут иметь более низкие показатели. Однако DuPont Performance Elastomers не единственная компания, производящая изделия из FKM. Имейте в виду, что не все изделия из FKM одинаковы. Даже есть разные типы о-рингов Viton, предназначеных для использования в различных областях. Многие ошибочно называют все о-ринги из FKM или даже вообще любые кислород-совместимые о-ринги – Viton. Как и в случае с часами Rolexx, в индустрии наблюдается много имитации Viton'а, в частности с о-рингами, произведёнными за пределами США. В связи с этим, вы можете купить o-ринги Viton не того типа, или даже вообще не кислород-совметимые о-ринги. Помните, что цвет о-рингов ничего не значит. Мы видели поддельные Viton'овские кольца, которые были в действительности смесью Viton'a и дешёвой резины, и при этом были так же коричневого цвета. Эта проблема приняла на столько большие масштабы, что мы вынуждены прибегать к сертификационным испытаниям, что бы проверить, что наши о-ринги действительно подлинные.

P.S. ДайвРайт в своих регуляторах использует, как мы видим, о-ринги из Viton'a (FKM). Apeks из EPDM, даже в неочищенных под кислород регуляторах.