Saaremaa, Эстония. Затонушвие корабли

В выходные, по приглашению наших Эстонских друзей, мы отправились погружаться в Балтийское море на затонувшие корабли, лежащие вблизи острова Saaremaa. Совершили 3 погружения на корабли:

1. "Myrtle" - Британский минный тральщик 1915г., затонувший 15.07.1919. Параметры судна: длинна 76,2м, ширина 10.1м, водоизмещение 1210т. Лежит на глубине до 35-36м, в сорока минутах быстрой "езды" на рибе от Сааремаа. В хорошем состоянии, отчетливо видны очертания корабля с огромными винтом, передняя часть оторвана и лежит рядом. Внутрь проникнуть можно, однако проходы довольно узкие. Через люк в передней части, перед разломом, виден прекрасно сохранившийся запасной руль. Очень классный кораболь, большой, требуется не менее 10-15 мин. чтобы полностью его обплыть. GPS координаты: 58:35.349N 21:46.161E

2. "Altair" - Немецкий минный тральщик 1916г (был построен как раболовный тральщик, но во время войны переквалифицировался под минный поиск)., затонувший 14.10.1917 (подорвался на мине во время траления). Параметры судна: водоизмещение 550т, длинна 39,2м, ширина 7,1м, двигатель 500лс, команда 31 чел. Глубина до 28м. Сильно поломан, но все же интересно! GPS координаты: 58:41.133 N 22:15.033 E

3. Рыболовецкий трайлер РС-5271 "ЯСТРЕБ". Затонул в 1973г. из-за халатности капитана. Получил пробоину во время стоянки на причале в бухте Тага-Лахт острова Сааремаа. Вышел в море без предварительной проверки, получил сильный удар волны, крен 40 градусов, набрал воду и затонул. Весь экипаж, кроме механика, удалось спасти подоспевшим вовремя судном РМС-1529. Лежит на глубине до 28м.

Для нас это был первый опыт погружения в Балтийское море и нам очень понравилось, не смотря на долгий путь по морю от берега до "точки высадки", сильный ветер и волну (покачало не слабо). Мы слышали много рассказов и историй, что нырять в Балтику очень сложно, что нужно обладать недюжинным опытом и быть чуть ли ни суперменами чтобы выдержать это испытание. Поэтому, надевая сухой костюм и собирая спарку, немного волновались. Но чувство страха быстро сменилось восторгом в тот самый момент, когда во время спуска на Myrtle с глубины 20-25м, из темноты, начали проявляться очертания корабля - это незабываемые ощущения! Кроме того на дне оказалась довольно хорошая видимость 5-10м и очень-очень теплая вода 8-10 грудасов. Для нас, привыкших плавать в воде 4-6 градусов (в среднем более 1 часа, рекорд зимой 90мин. подо льдом), когда лицо горит от холода, руки моментально промерзают, а видимость в наших водоемах порой не превышает 3-5м (при это от неудачного взмахивания ластами поднимается столб мути) это были просто сказочные условия погружения! Во время 3-х погружений на запланированные рэки все прошло по плану, без единой нештатной ситуации. Но конечно же мы готовились. Очень тщательно. Выполнили не одно подготовительное погружение в Бокситогорске и на озере Саперное.

Планы погружений:

- Myrtle, 35м/40мин., донный газ EAN34 + деко газ O2. 

- Altair , 28м/30м, донный газ EAN32, Бездекомпрессионное погружение.

- Янстреб, 32м/40мин., донный газ EAN34 + деко газ O2.

Максимальное время декомпрессии составило не более 10 мин.

Живности встречалось мало, хотя одну довольно крупную рыбу "European bullhead" пришлось вытаскивать из сети. Попадаются много рачков "Isopoda". А сами корабли облеплены мелкими моллюсками.

Ночевали мы в гостевых домиках, где нас ждала теплая баня и еда на гриле. Бюджет поездки на 3 дня получился примерно 350 евро на человека.

Соберетесь съездить понырять в Эстонию, свяжитесь с нами, посоветуем к кому обратиться и дадим общие рекомендации исходя из полученного опыта (например: обязательно возьмите с собой таблетки от укачивания, если не хотите растаться с завтраком =). Также есть нюансы по провозу снаряжения через границу).

Впереди у нас по планам несколько выездов: Мраморный карьер (для Cave Diving), Бокситогорск или другие озера/карьеры, Ординская пещера, Белое Море, Красное Море.

Продолжение следует....